- Главная
- Статьи и новости
- Об алкотестерах
- Об актуальности проблематики автодорожного травматизма, связанного с управлением транспортными средствами в состоянии опьянения, в России
Об актуальности проблематики автодорожного травматизма, связанного с управлением транспортными средствами в состоянии опьянения, в России
Автор А.А. Бурцев
Последствия автодорожного травматизма (АДТ) наносят России непоправимый демографический и экономический ущерб. Только за последнее десятилетие в 2004-2013 гг. произошло 2,1 млн. дорожно-транспор
В связи с особой остротой проблемы АДТ в России в 2006 г. была утверждена1 специализированн
Осуществление ФЦП привело к некоторой позитивной динамике показателей АДТ – произошло снижение показателя летальности с 16,9 случаев на 100 тыс. населения в 2008 г. до 13,1 в 2011 году. Оценивая рассматриваемый показатель, следует отметить его существенное превышение над аналогичными показателями в странах Европейского Союза (ЕС)2, и это с учетом того, что в странах ЕС показатель количества зарегистрированн
В этих условиях обеспечение безопасности дорожного движения является важной составляющей реализуемых в рамках Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.4 национальных проектов: Концепции демографической политики на период до 2025 г.; Транспортной стратегии на период до 2030 г.; Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения на период до 2020 г.; Концепции общественной безопасности; Концепции долгосрочного социально-эконом
Тем не менее, в 2011-2013 гг. в России регистрировалась негативная тенденция роста количеств ДТП со случаями АДТ (Таблица 1).
Таблица 1
Сравнительная характеристика абсолютных и относительных* показателей количеств ДТП, числа получивших в их результате травмы и погибших в России в 2004-2013 гг.
ДТП |
Погибло |
Получили травмы |
||||
Год |
абс. |
отн.(прирост в % к пред. году) |
абс. |
отн.(прирост в % к пред. году) |
абс. |
отн.(прирост в % к пред. году) |
2004 |
208 558 |
2,1 |
34 506 |
-3,2 |
251 386 |
3,0 |
2005 |
223 342 |
6,6 |
33 957 |
-1,6 |
274 864 |
8,5 |
2006 |
229 140 |
2,5 |
32 724 |
-3,8 |
285 362 |
3,7 |
2007 |
233 809 |
2,0 |
33 308 |
1,8 |
292 206 |
2,3 |
2008 |
218 322 |
-7,1 |
29 936 |
-11,3 |
270 883 |
-7,9 |
2009 |
203 603 |
-7,2 |
26 084 |
-14,8 |
257 034 |
-5,4 |
2010 |
199 431 |
-2,1 |
26 567 |
1,8 |
250 635 |
-2,6 |
2011 |
199 868 |
0,2 |
27 953 |
5,0 |
251 848 |
0,5 |
2012 |
203 597 |
1,8 |
27 991 |
0,1 |
258 618 |
2,6 |
2013 |
204 068 |
0,2 |
27 025 |
-3,5 |
258 437 |
-0,1 |
Всего: |
2 123 738 |
300 051 |
2 651 273 |
* — отрицательный прирост отображен со знаком «-» |
Согласно представленным данным, количество ДТП выросло с 199,9 тыс. в 2011 г. до 204,1 тыс. в 2013 г., число получивших травмы в этих ДТП увеличилось с 251,9 тыс. до 258,4 тыс. человек. При этом число погибших выросло с 26,1 тыс. в 2009 г. до 28 тыс. человек в 2012 г.
С учетом зафиксированной в 2010-2012 гг. негативной тенденции роста числа погибших в результате АДТ,Президент России в Указе от 07 мая 2012 г. № 598 «О совершенствовани
Оценка достижений целей по годам реализации ФЦП будет осуществляться на основании анализа динамики системных целевых индикаторов и показателей Программы: числа лиц, погибших в ДТП; числа детей, погибших в ДТП; социального риска (число лиц, погибших в ДТП на 100 тыс. населен
Снижение смертности в результате АДТ до 10 случаев на 100 тыс. населения к 2020 г. также является одной из целей утвержденной7 государственной программы «Развитие здравоохранения»
Проведенные более полу-века назад исследования в г. Гранд-Рапидс штата Мичиган США (Гранд-Рапидс исследования) доказали, что риск возникновения ДТП начинает увеличиваться для наиболее толерантных к алкоголю водителей при концентрации этанола в крови 0,8 г/л (промилле) и выше. В последующем эти результаты были подтверждены и расширены в исследованиях 1980-х, 1990-х и 2000-х гг. На результатах Гранд-Рапидс исследований была основана рекомендуемая международной Конвенцией о дорожном движении (Вена, 1968 г.) величина предельно допустимой концентрации алкоголя (ПДКА) в крови и выдыхаемом воздухе водителей ТС, при равенстве или превышении которой водитель должен отстраняться от управления ТС. В последующем Европейском соглашении 1971 г., дополнившим Конвенцию, было зафиксировано решение о том, что величина ПДКА в организме водителей ТС в соответствии с национальным законодательство
Аналогичная норма была введена и в Российской Федерации. В течение всего трех лет (2008-2010 гг.) в Россиипроизошло сразу два ужесточения критериев определения алкогольного опьянения при управлении ТС, а фактически – административной ответственности. С 1 июля 2008 г. была введена8 величина ПДКА в выдыхаемом воздухе и крови водителей ТС (0,15 мг/л и 0,3 г/л), а с 31 октября 2010 г. вступил в силу9 так называемый «нулевой порог» или «закон о нулевом промилле», при котором заключение о наличии алкогольного опьянения выносилось на основании только превышения абсолютной погрешности (в большинстве случаев 0,5 мг/л) используемого средства измерения концентрации паров этанола в выдыхаемом воздухе. В 2013 г. в рамках существующего «нулевого порога» рассматриваемая погрешность была унифицирована10 для всех используемых средств измерения концентрации этанола в выдыхаемом воздухе (0,16 мг/л). Также в 2013 г. были внесены изменения в редакцию статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности, предусматривающи
Тем не менее, в 2013 г. по сравнению с предыдущим годом, даже несмотря на то, что введенная в 2013 г.унифицированная погрешность для всех используемых средств измерения концентрации паров этанола в выдыхаемом воздухе превышала как минимум в 3 раза (0,05 мг/л и 0,16 мг/л) ранее учитываемую в рамках освидетельствова
Таблица 2
Динамика основных показателей автодорожного травматизма с участием водителей, находившихся в состоянии опьянения, в России в 2004-2013 гг.
Год |
Абсолютные показатели количества ДТП, совершенных водителями в состоянии опьянения |
Удельный вес ДТП, совершенных водителями в состоянии опьянения, в общем числе зарегистрированных ДТП (%) |
||||
ДТП |
Погибло |
Получили травмы |
ДТП |
Погибло |
Получили травмы |
|
2004 |
21 569 |
3 645 |
30 444 |
10,3 |
10,6 |
12,1 |
2005 |
19 567 |
3 170 |
28 327 |
8,8 |
9,3 |
10,3 |
2006 |
17 017 |
2 673 |
24 837 |
7,4 |
8,2 |
8,7 |
2007 |
15 593 |
2 555 |
22 703 |
6,7 |
7,7 |
7,8 |
2008 |
13 611 |
2 383 |
19 887 |
6,2 |
8,0 |
7,3 |
2009 |
12 327 |
2 217 |
18 207 |
6,1 |
8,5 |
7,1 |
2010 |
11 845 |
1 954 |
17 280 |
5,9 |
7,4 |
6,9 |
2011 |
12 252 |
2 103 |
17 900 |
6,1 |
7,5 |
7,1 |
2012 |
12 843 |
2 103 |
18 679 |
6,3 |
7,5 |
7,2 |
2013 |
13 581 |
2 314 |
19 385 |
6,7 |
8,6 |
7,5 |
При этом следует отметить два момента. Во-первых, имеющийся негативный тренд роста в 2011-2013 гг. в России удельного веса ДТП, совершенных водителями в состоянии опьянения, с 6,1 до 6,7 % в общем числе зарегистрированн
Таким образом, все вышеизложенное свидетельствует о том, что обеспечение безопасности дорожного движения, относящееся к приоритетным социально-эконом
Важной составляющей снижения показателей АДТ, связанного с употреблением алкоголя водителями, является профилактическая работа по сокращению употребления алкоголя населением. Согласно материалам Европейского плана действий по сокращению вредного употребления алкоголя в 2012-2020 гг. (ВОЗ, 2011), разрабатываемые меры профилактики должны быть как универсальными для всех водителей ТС, так и адресными (направленными на группы повышенного риска управления ТС в состоянии алкогольного опьянения, к которым можно отнести водителей среднего возраста с повторными или неоднократными случаями выявления высокого уровня алкоголя в крови, что, в свою очередь, может указывать на наличие алкоголизма, и таким водителям должна предоставляться возможность как лечения, так и прохождения реабилитационных программ).
В настоящее время в России государственная антиалкогольная политика в отношении водителей ТС базируется исключительно на попытках ужесточения только административных санкций, эффективность которых в лучшем случае составляет 1-2 года. При этом в России отсутствуют комплексные научные исследования, посвященные проблематике АДТ, связанного с управлением ТС в состоянии алкогольного опьянения после введения ПДКА и последующего принятия «сухого закона» в отношении водителей ТС.
Соответственно, для снижения имеющихся показателей АДТ, связанного с управлением ТС в состоянии алкогольного опьянения необходимо не только адаптировать применяемые мировым сообществом эффективные универсальные меры профилактики автодорожного травматизма, но и провести собственные углубленные исследования с целью разработки рекомендаций по планированию мероприятий, выделению групп повышенного риска среди водителей с учетом социо-демографич
1 Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 100
2 В 2010 г. показатель летальности в результате АДТ на 100 тыс. населения в России превышал величину аналогичного показателя для Нидерландов в 4,8 раза, для Германии и Дании – в 4 раза.
3 В 2010 г. на 1 жителя России приходилось 0,30 ТС, Германии – 0,61 ТС, Дании и Нидерландов – 0,56 ТС.
4 Утверждена Указом Президента Российской Федерации 12 мая 2009 г.
5 До 2009 г. учитывались только летальные случаи в течение семи суток после ДТП.
С 2009 г. порядок учета погибших в ДТП был изменен — срок статистического наблюдения за получившими травмы в ДТП был увеличен с 7 до 30 суток. Тем не менее, в 2009 г. была зафиксирована меньшая смертность по сравнению с предыдущим годом.
6 В число получивших травмы входят только лишившиеся трудоспособности
7 Распоряжением Правительства России от 24 декабря 2012 г. № 2511-р [16].
8 Примечанием к статье 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Кодекс), Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 210-ФЗ.
9 Законом Российской Федерации от 23 июля 2010 г. № 169-ФЗ Примечание к статье 27.12 Кодекса было признано утратившим силу, что позволило Минздравсоцразви
10 Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 196-ФЗ.
11 Подробнее см. Баринская Т.О., Смирнов А.В., Зеренин А.Г., Бурцев А.А., Соломатин Е.М., Никитин П.В., Фаткудинова Ш.Р. Алкогольный закон для водителей и анализ крови.
1.02.2022-
Встреча ГИБДД РФ
Компания «СИМС-2» приняла участие в мероприятии «Встреча глав ГИБДД РФ на базе учебного центра Московского университета МВД России имени В.Я….
Читать -
Алкотестер Динго Е-030 (B) теперь работает с ТелеМедХаб
Команда разработчиков ТелеМедХаб в сотрудничестве с компанией СИМС-2 завершила работу по интеграции алкотестера Динго Е-030 (B) в систему ТелеМедХаб. Теперь…
Читать -
Выставка SAPE 2019
Хотим поделиться радостной новостью – компания СИМС-2 получила диплом за участие в X Международной выставке по промышленной безопасности и охране…
Читать -
Зачем нужны тесты на наркотики?
Казалось бы, ответ на этот вопрос очевиден: для того, чтобы проверить кого-то, чьё состояние вызывает подозрение на предмет употребления наркотических…
Читать