Контроль трезвости персонала представляет собой мероприятия, направленные на обнаружение сотрудников, которые только собираются приступить к работе или уже находящихся на рабочем месте, в состоянии алкогольного или иного опьянения.
Целью контроля трезвости является недопущение на работу или отстранение от работы сотрудника, находящегося в состоянии опьянения для снижения рисков как в отношении здоровья и жизни, так и в отношении порчи оборудования, сооружений, материалов и т.д.
В зависимости от времени проведения эти процедуры подразделяются на предсменный контроль, текущий контроль и послесменный контроль. Наиболее распространённым случаем предсменного контроля является Предрейсовый осмотр водителей автотранспорта, который выделен в отдельный раздел сайта.
Свои правила и формы предрейсовых (предсменных) осмотров существуют также и на других видах транспорта (см. Приказ Министерства транспорта РФ от 22 апреля 2002 г. N 50 и Приказ Министерства транспорта РФ от 16 июля 2010 г. N 154).
Предсменный контроль осуществляется также на опасных производствах (например, шахты, нефте — и газодобывающие предприятия, АЭС и т.п.), в строительстве (операторы лебёдок, кранов и т.п.), в дорожном строительстве и геологоразведке, химических предприятиях и т.д.
Во всех указанных случаях внутренними документами предприятия может быть организован текущий, а также послесменный контроль.
Данные типы контроля актуальны также для организаций, производящих или реализующих алкогольную продукцию и психоактивные вещества (ПАВ).
Формы и методы организации контроля трезвости персонала, а также применяемое оборудование и приборы могут быть разными, например, применением алкотестеров для систем контроля доступа (СКУД) можно организовать предсменный контроль трезвости непосредственно на проходной предприятия, при этом СКУД можно запрограммировать на поголовную или выборочную проверку, а сама процедура будет проходить без участия контролирующего сотрудника.
Либо, можно обязать проходить контроль трезвости для получения специального оборудования, так например, на одной из шахт контроль трезвости проводят в помещении ламповой, а следит за прохождением процедуры персонал, выдающий лампы шахтёрам. Ещё одной своеобразной формой контроля трезвости является установка на транспортное средство алкоблокираторов (другое название этого устройства — алкозамок).
При соответствующем программировании такой алкотестер не только предотвращает запуск двигателя при обнаружении алкоголя в выдохе (предсменный контроль), но и может потребовать пройти тест на трезвость во время поездки (форма удалённого текущего контроля трезвости).
Организация предсменного или текущего контроля сотрудников на состояние опьянения может регламентироваться внутренними документами организации или приказами, постановлениями, распоряжениями и рекомендациями соответствующих вышестоящих инстанций, но в любом случае они должны опираться на существующие положения Медицинского освидетельствования и не входить в противоречие с действующими законами и нормами права
Нормативно-правовой базой для организации предсменного медосмотра на железнодорожном транспорте является Приказ Министерства транспорта РФ от 16 июля 2010 г. N 154 «Порядок проведения обязательных предрейсовых или предсменных медицинских осмотров на железнодорожном транспорте общего пользования», для авиации — Приказ Министерства транспорта РФ от 22 апреля 2002 г. N 50 «Об утверждении Федеральных авиационных правил „Медицинское освидетельствование лётного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации“ (с изменениями от 28 апреля 2003 г., 1 ноября 2004 г.).
Статья 11.9 Кодекса об административных правонарушениях вводит ответственность за управление морским или речным судном в состоянии опьянения.
Для работников, занятых в энергетической отрасли регламетирующим является Приказ Министерства энергетики Российской Федерации (Минэнерго России) от 31 августа 2011 г. N 390 г. Москва „Об утверждении Порядка проведения медицинских осмотров (обследований) работников, непосредственно занятых на работах, связанных с обслуживанием объектов электроэнергетики.
Предрейсовый осмотр водителей — это процедура, которую обязаны проходить каждый день все водители-экспедиторы в штате компаний. Работодатель может сам организовать осмотр или обратиться в специальную лицензированную организацию.
Алкотестеры для систем контроля доступа — это приборы, которые встраиваются в проходные, двери, сейфы и т.д. Обычно их устанавливают в проходных (зачастую проверка осуществляется как на вход так и на выход) больших заводов и опасных производств. Их применением минимизируется количество несчастных случаев из-за употребления алкогольных напитков. Многие предприятия также проводят в отношении некоторых сотрудников выборочный контроль на наркотические вещества.
Это специальные алкотестеры, которые встраиваются в цепь стартера транспортного средства. Перед тем как завести двигатель автомобиля, требуется пройти тест на алкоголь. В случае обнаружения алкоголя запуск двигателя блокируется.
Алкоблокиратор состоит из двух частей: самого алкотестера, производящего тест выдоха и контрольного блока (обычно устанавливается под приборной панелью), куда заносится вся информация о событиях, связанных с работой алкоблокиратора.
Алкоблокиратор состоит из двух частей: самого алкотестера, производящего тест выдоха и контрольного блока (обычно устанавливается под приборной панелью), куда заносится вся информация о событиях, связанных с работой алкоблокиратора.
Алкоблокиратор обеспечивает дополнительную безопасность на транспорте. Опыт использования алкоблокираторов в разных странах позволяет выделить две основные области применения этих устройств — коммерческая область, когда устройства устанавливаются на транспортных средствах, задействованных в социально важных перевозках (школьные автобусы), перевозках ценных или опасных грузов, дорогостоящей строительной техники и т.п., и, если так можно выразиться, «криминальная» область, когда устройство принудительно устанавливается на личные автомобили водителей, попавшихся пьяными за рулём.
Пьянство за рулём остаётся, пожалуй, самым тяжёлым в смысле последствий нарушением правил дорожного движения. Причём, оказывается, эта беда не исключительно российская. Приведём всего две цифры, касающиеся вполне благополучных стран:
В США по вине пьяных водителей ежегодно погибает 17000 человек, в Швеции на долю пьяных водителей приходится 25% всех дорожных происшествий, хотя в общей массе водителей число пьяных не превышает 1%
Чтобы как-то поправить положение стали думать, что можно предпринять для недопущения вождения «подшофе». Попытки полностью лишать права на вождение провалились, т.к. оказалось, что большая часть «лишенцев» предпочитает «пешеходной» жизни езду на автомобиле без документов вообще. Тогда была воплощена идея о превентивном подходе, т.е. профилактике такого правонарушения. В результате появились первые устройства, а также название «alcolock» — алкогольный замок. После установки такого устройства в автомобиль водитель не может завести мотор, не продув предварительно в алкотестер. При этом, если в выдохе обнаруживается алкоголь в концентрациях, превышающих разрешённую для данной страны границу, зажигание блокируется на определённое время.
Такой подход оказался действенным. Так, количество повторных попыток «пьяной» езды в течение первого года после установки такого устройства в автомобили снизилось на 40–95%. Исследования также показали, что после снятия такого ключа процент нарушений в контрольной и экспериментальной группах выравниваются.
В настоящее время ряд стран имеют законодательно установленные положения по установке таких аппаратов на разные категории автомобилей. Так, например, в Норвегии и Испании устройства устанавливаются на автобусы, в Германии — на грузовые автомобили, в США, Канаде, Австралии, Бельгии и Финляндии — на автомобили нарушителей. Шведский парламент рассматривает закон, по которому с 2010 года такой системой должны быть оборудованы все автобусы и грузовики в стране, а с 2012 г. — все новые автомобили, включая легковые.
Программы принудительной установки «алкогольных ключей» на автомобили нарушителей в разных странах в целом похожи. Пойманным за рулём в пьяном виде в качестве альтернативы лишению водительского удостоверения предлагается оснащение автомобиля системой «alcolock» на определённое время. Например, в Онтарио (Канада) пойманным за рулём в нетрезвом виде в первый раз, устройство устанавливается на год, пойманным во второй раз — на три года, если же нарушение регистрируется в третий раз, то «alcolock» ставится пожизненно.
В Финляндии повторное нарушение приводит к лишению права вождения. Стоимость установки и обслуживания таких «ключей» оплачивает нарушитель, при этом в Финляндии водитель арендует устройство примерно за 150 евро в месяц, а в Швеции единовременно платит 4000–5000 евро.
В России пока только «запрягают», но, думается, при нынешнем положении дел на дорогах, очень скоро «поедут». Поэтому мы уже сегодня предлагаем к установке такие устройства, в первую очередь для применения на наиболее ответственных направлениях — при перевозке людей и ценных или опасных грузов.
Из всего многообразия существующих на рынке моделей разных производителей нами выбраны наиболее совершённые, надёжные и проверенные временем
Конструктивное устройство состоит из двух отдельных модулей — измерительной части и блока управления. Блок управления крепится к кузову автомобиля неподвижно и соединяется с измерительной частью проводом. Все данные о пуске, остановке автомобиля, о проведённых тестах и попытках фальсификации или уклонения от проведения теста записываются в этом блоке и могут быть считаны с него уполномоченными лицами. Измерительная часть представляет собой собственно алкометр, в который необходимо производить выдох. Для проведения выдоха используются специальные сменные мундштуки. При повороте ключа зажигания в положение «ВКЛ» активируется процесс подготовки устройства к проведению теста, стартер в этом состоянии не включается. После проведения теста выдоха, если результат находится в допустимых границах, стартер разблокируется и можно завести двигатель, в противном случае включается таймер блокировки и в течение определённого времени завести машину будет невозможно. По истечении времени блокировки система затребует проведение нового теста.
Применением ряда остроумных технических решений сведена к минимуму возможность фальсификаций со стороны водителя с целью обмануть прибор или уклониться от тестирования. Если всё-таки такие попытки предпринимаются, система может включить, например, аварийную сигнализацию, чтобы предупредить других участников дорожного движения об опасности, исходящей от данного автомобиля. Помимо всего прочего, не заменяя охранную сигнализацию, алкоблокиратор может служить в качестве дополнительного противоугонного устройства.
Alcotester.ru, 2005–2023г. Информация и цены, указанные на сайте не являются публичной офертой, определяемой положениями статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации. Для получения подробной информации о стоимости, сроках и условиях поставки просьба уточнять через форму обратной связи или по телефону 8 800 200-31-90
Сделано в MintStudio