- Главная
- Статьи и новости
- Об алкотестерах
- О проведении предсменных (предрейсовых) и послесменных (послерейсовых) медицинских осмотров
О проведении предсменных (предрейсовых) и послесменных (послерейсовых) медицинских осмотров
Автор А.А. Бурцев
Научный сотрудник Отделения профилактики среди работников профессий повышенного риска Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии Минздрава России.
В СССР с 1960-х годов в отдельных ведомствах были введены предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств (ТС). Например, на железнодорожном транспорте они были введены Указанием Министерства путей сообщения СССР от 24.05.1965 № 14763.
Поскольку внутриведомственное проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей ТС зарекомендовало себя как эффективная мера снижения показателей автодорожного травматизма, то в 1972 г. приказом Министра здравоохранения СССР от 06.09.1972 N 733-дсп были утверждены: «Временные штатные нормативы медицинского персонала фельдшерских здравпунктов, организуемых при крупных автохозяйствах городов, являющихся республиканскими, краевыми и областными центрами, а также городов, являющихся крупными промышленными центрами, с количеством населения 500 тыс. человек для проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспорта» и «Временная инструкция о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспорта. Таким образом, с 1972 г. в СССР во всех крупных автохозяйствах стали проводиться предрейсовые медицинские осмотры водителей ТС.
Уже через два года, учитывая высокую эффективность такой профилактики аварийности и автодорожного травматизма на предприятиях, в 1974 г. Минздравом СССР был издан новый приказ от 09.08.1974 N 733 «Об организации фельдшерских здравпунктов при автотранспортных предприятиях для проведения предрейсовых осмотров водителей автотранспорта», которым были утверждены штатные нормативы медицинского персонала фельдшерских здравпунктов и Инструкция о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей ТС. Кроме того, редакцией приказа разрешалось Министрам здравоохранения союзных республик организовать уже вне зависимости от категории населенных пунктов, где они расположены, фельдшерские здравпункты для проведения предрейсовых осмотров в автохозяйствах с числом водителей от 400 человек.
В результате проведения указанных осмотров только на предприятиях «Мосавтотранса», в 1978 году по сравнению с предыдущим годом число дорожно-транспортных происшествий (ДТП), совершенных водителями ТС в состоянии опьянения, сократилось на 57,9 %.
Снижение количеств ДТП и числа случаев автодорожного травматизма, а также высокая экономическая эффективность проводимых предрейсовых медицинских осмотров (на один вложенный рубль экономическая эффективность составляла 6-9 рублей) способствовали их дальнейшему внедрению в СССР. Так, редакцией приказа Минздрава СССР от 03.04.1981 N 350 «О здравпунктах при автотранспортных предприятиях и предприятиях связи» предусматривалось обязательное проведение предрейсовых медицинских осмотров на автопредприятиях с числом водителей от 300 человек.
В последующем были изданы соответствующие приказы Минздрава СССР и других заинтересованных ведомств (Министерства сельского хозяйства СССР, Министерства коммунального хозяйства СССР и др.), разрешающие проводить указанные осмотры водителей в более мелких автохозяйствах на хозрасчетной основе за счет средств предприятия.
Вместе с тем, значительное снижение заработной платы медицинского персонала в конце 1980-х гг. привело к тому, что во многих автохозяйствах медицинские должности, предусматривающие проведение предрейсовых осмотров, оставались вакантными. С целью восполнить имеющийся дефицит работников, в 1988 г. Государственный комитет по труду и социальным вопросам СССР своим письмом от 18.02.1988 N 495-БГ «О применении квалификационной характеристики должности инспектора по проведению профилактических осмотров водителей автотранспортных средств» ввел новую должность инспектора для проведения предрейсовых осмотров из числа работников администрации.
Подготовка инспекторов, не являющихся медицинскими работниками, проводилась в соответствии с программой, утвержденной совместным письмом Минздрава СССР (от 03.08.1988 N 06-14/29-14) и Министерства внутренних дел СССР (от 03.08.88 N 1\3550)«Об организации осмотров водителей автохозяйств».
В Министерстве путей сообщения СССР и Аэрофлоте СССР обязательность проведения предрейсовых медицинских осмотров работников, управляющих ТС, а также других лиц, участвующих в обеспечении безопасности движения ТС, предусматривалась уставами этих ведомств.
До 1995 г. предрейсовые медицинские осмотры проводились в автотранспортных предприятиях только на основании коллективных договоров между администрацией предприятия и коллективом профсоюзной организации.
С момента вступления в силу положений Федерального Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», на законодательном уровне частью 1 статьи 23 было установлено, что медицинское обеспечению безопасности дорожного движения заключается также в проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей ТС. Соответственно, из приведенной нормы Закона следовало, что перечисленные осмотры являются медицинскими.
В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.96 N 350 «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности» и приказом Минздрава России от 29.04.1998 N 142 «О перечне видов медицинской деятельности, подлежащих лицензированию», предрейсовые медицинские осмотры являются одним из видов медицинской деятельности и подлежат лицензированию в соответствии с действующим законодательством. С учетом изложенного, в 1999 г. Минздрав России (письмо 26.10.1999 N 2510/11458-99-25) и МВД России (письмо от 28.10.1999 N 21249) отменили ранее действовавшее совместное письмо от 1988 г. «Об организации осмотров водителей автохозяйств», содержащее программу подготовки немедицинских работников (инспекторов) по проведению предрейсовых осмотров. Таким образом, с 1999 г. проведение предрейсовых осмотров является прерогативой только медицинских работников.
В СССР порядок организации и проведения предрейсовых медицинских осмотров был достаточно подробно регламентирован приказом Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств» и методическими рекомендациями «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения (организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств)», утвержденными Минздравом России и Министерством транспорта России 29.01.2002.
Вышеуказанные Методические рекомендации включали в себя Типовое положение об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств и Примерную программу подготовки медицинских работников по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств.
В последующем, приказом Минздрава России от 14.07.2003 № 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» была утверждена 36-ти часовая Программа подготовки медицинского персонала по вопросам проведения предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей ТС (Приложение № 8), осуществляемая областными (краевыми, республиканскими, городскими) наркологическими диспансерами (больницами).
Также в 2003 году Минздравом России было опубликовано письмо от 20.01.2003 N 2510/478-03-32 «О предрейсовых осмотрах и медицинских освидетельствованиях на состояние опьянения».
Мы не будем более подробно останавливаться на вышеперечисленных документах, поскольку содержащиеся в них требования, касающиеся как организации порядка проведения предрейсовых медицинских осмотров, так и оформления их результатов в значительной части устарели и частично противоречат друг другу.
Согласно постановлению Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 «О правилах дорожного движения», водителю запрещается управлять ТС в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения, а также управлять ТС с нарушением режима труда и отдыха.
На выявление перечисленных состояний, связанных с ухудшением здоровья водителя и препятствующих безопасному управлению ТС, а также состояния опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) и направлено проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей.
В отношении водителей ТС вопрос о критериях опьянения решен на законодательном уровне. В соответствии с Примечанием к статье 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 196-ФЗ), административная ответственность водителя наступает в случае установленного факта употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, или в случае наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека. При этом следует отметить, что в отношении водителей порядок как отстранения от управления ТС, так и подтверждения наличия (или отсутствия) опьянения регламентирован на законодательном уровне статьей 27.12 «Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения» Кодекса и другими подзаконными актами.
Вместе с тем, в настоящее время отсутствуют какие-либо нормативно-правовые акты в отношении проходящих предрейсовые медицинские осмотры водителей, в которых содержатся соответствующие действующему Закону положения, в части, касающейся как критериев опьянения, так и обязательного порядка его подтверждения. При этом необходимо учитывать два момента. Во-первых, порядок подтверждения состояния опьянения работника, проходящего предрейсовый медицинский осмотр, должен осуществляться только в рамках медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического). И, во-вторых, соответствующими нормативно-правовыми актами должна быть установлена ответственность работника, проходящего предрейсовый медицинский осмотр, за отказ от прохождения медицинского освидетельствования.
В 2013 г. Федеральным законом от 28.12.2013 № 437-ФЗ были введены обязательные послерейсовых медицинские осмотры водителей ТС, работа которых связана с перевозкой пассажиров или опасных грузов. Изложенное объясняется тем, что в подавляющем большинстве случаев ДТП с участием общественного транспорта или транспорта, перевозящего опасные грузы, относятся к группе ДТП с особо тяжкими последствиями. Согласно определению, используемому при анализе аварийности Государственной автомобильной инспекцией МВД России, к дорожно-транспортному происшествию с особо тяжкими последствиями относится ДТП, в результате которого погибло 5 человек и более, либо получили травмы 10 и более человек.
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что проводимые предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей ТС являются важной составляющей профилактических мероприятий, направленных на снижение показателей автодорожного травматизма, вызванного в том числе управлениями ТС в состоянии опьянения. Следовательно, в настоящее время весьма актуальной является разработка Минздравом России соответствующего Закону единого Порядка проведения предсменных (предрейсовых) и послесменных (послерейсовых) медицинских осмотров, предусмотренного требованиями части 7 статьи 46 «Медицинские осмотры, диспансеризация» Федерального закона Российской Федерации от 21.112011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
1.02.2022-
Встреча ГИБДД РФ
Компания «СИМС-2» приняла участие в мероприятии «Встреча глав ГИБДД РФ на базе учебного центра Московского университета МВД России имени В.Я….
Читать -
Алкотестер Динго Е-030 (B) теперь работает с ТелеМедХаб
Команда разработчиков ТелеМедХаб в сотрудничестве с компанией СИМС-2 завершила работу по интеграции алкотестера Динго Е-030 (B) в систему ТелеМедХаб. Теперь…
Читать -
Выставка SAPE 2019
Хотим поделиться радостной новостью – компания СИМС-2 получила диплом за участие в X Международной выставке по промышленной безопасности и охране…
Читать -
Зачем нужны тесты на наркотики?
Казалось бы, ответ на этот вопрос очевиден: для того, чтобы проверить кого-то, чьё состояние вызывает подозрение на предмет употребления наркотических…
Читать